РОСПИСЬ КУПОЛА, СВОДОВ, ЛЮНЕТОВ

Close

Глава храма символизирует небо, поэтому в скуфье помещено погрудное изображение Христа Вседержителя. Оно было полностью счищено в конце XIX века, при реставрации здесь оставлен поздний красочный слой. Ниже написаны восемь архангелов в торжественном предстоянии перед Богом.

Между окнами помещены фигуры библейских праотцев в рост - Адама, Евы, Авеля с пастушеским посохом, Ноя с ковчегом, Еноха, Сифа, Мельхиседека с чашей и Иакова.

В основании барабана в медальонах изображены двенадцать сыновей Иакова — родоначальников «двенадцати колен Израиля».

В парусах по традиции помещены евангелисты, благодаря написанным ими книгам учение Христа распространилось по всей земле.

На щеках арок под барабаном четыре раза изображен Христос — дважды Спас Нерукотворный и дважды Христос Вседержитель. Древняя живопись сохранилась в изображении Спаса Нерукотворного на восточной щеке арки. На подпружных арках центральной главы пророки с развернутыми свитками, по два на каждом склоне.

Архангелы.Праотец Ной.Праотец Мельхиседек.Праотец Иаков.Евангелист Лука.Евангелист Матфей.Спас Нерукотворный.

 

В Благовещенском соборе изображению праздников — основных событий из жизни Христа, играющих главную роль в годичном литургическом цикле, по традиции отведено центральное место. Эти композиции объединены в несколько групп. На восточных столпах над иконостасом помещено «Благовещение»: на одном — архангел Гавриил, на другом — Богоматерь. В люнете южной стены представлено «Рождество Христово». Огромная композиция включает несколько эпизодов, предшествовавших рождению Христа или следовавших за ним: «Путешествие в Вифлеем», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев» и т.д. Такой же полнотой отличается и изображение Успения Богоматери, находящееся в люнете северной стены.

 Благовещение.

Все остальные праздники объединены в две большие группы. В западном рукаве креста над хорами представлено постепенное раскрытие Божественной сущности Христа. Художники выделили Преображение, поместив его в люнете западной стены. Здесь, кроме озаренного Божественным светом Христа, двух пророков и потрясенных увиденным учеников — апостолов Петра, Иоанна и Иакова, введены две дополнительные сцены: восхождение на гору Фавор и нисхождение с нее. На склонах прилегающего свода размещены «Сретение», «Крещение»,_ «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим».

 Роспись сводов Благовещенского собора.Вознесение.Воскрешение Лазаря.

Верхние части основного объема собора — наоса — занимают многочисленные иллюстрации чудес Христа и притч. Совершая чудеса — исцеляя больных и воскрешая мертвых, — Христос демонстрировал свое могущество, а в притчах в иносказательной форме раскрывал свое учение. Авторы росписи выбрали эпизоды, связанные со службами Великого поста и Пятидесятницы.

На южном своде изображены чудеса: Исцеление расслабленного, Исцеление сухорукого, Исцеление двух слепцов, а также притчи «О лепте бедной вдовицы» и  «О не имеющем одеяния брачна». Притчи о милосердном самаритянине, заблудшей овце и блудном сыне (западный склон ярусом ниже) повествуют о спасении в вере.

На западном склоне свода написана иллюстрация одного из стихов Великого Акафиста «Всякое естество ангельское удивися великому твоего вочеловечения делу». Справа — в раю, в окружении ангелов — изображен Спас Еммануил, а слева — толпа предстоящих. Эта композиция из Акафиста является наиболее точным и ярким выражением общего смысла евангельских сцен: они демонстрируют славу и могущество Христа.

 

ВВЕРХ