ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ СОБОРА

Close

Собор 1489 года расписали в 1508 году, когда «...великий князь Василей Иванович всея Русии с великой верою и желанием повеле на своем дворе церковь... Благовещения подписать златом». Работы возглавлял Феодосий, сын лучшего художника конца XV века Дионисия. Но живопись погибла во время пожара 1547 года.

Сразу после этого страшного бедствия началось восстановление храма и, вероятно, к 1551 году оно было завершено. Дальнейшая история поновлений и реставрации росписи храма совпадает с историей фресок на галереях.

Основное по объему и значению место в стенописи собора отведено иллюстрациям Евангелия, объединенным в несколько циклов — праздников, страстей, чудес и притч, явлений Христа по воскресении.

Большое место в центральной части Благовещенского собора занимают иллюстрации Апокалипсиса. Выделены три основные темы: события, происходящие на небе; изображение земли и постигших  ее бедствий; иллюстрации последних глав текста, повествующих о борьбе добра и зла и торжестве справедливости.

В восточной части храма, у иконостаса, помещены изображения теофаний—видений Божества. Они чередуются на северной и южной стенах.

На юго-западном и северо-западном столпах продолжена «княжеская тема» начатая в росписях северного крыльца, северной и западной галерей.

В особую группу выделяются росписи хоров, где некогда располагались приделы.

ВВЕРХ