АРХИТЕКТУРА

Close

Благовещенский собор построен русскими мастерами в традициях псковской и московской архитектуры на старом подклете, сохраненном от предшествовавшего храма. Современный облик собора с крытыми галереями и четырьмя приделами на их углах, с пирамидальным силуэтом, увенчанным девятью золочеными куполами, сложился в 60-е годы XVI века.

Стены собора расчленены лопатками и завершены килевидными закомарами, что свойственно раннемосковской архитектуре, ритм закомар повторяют кокошники в основании центральной главы, в аркатурный фриз вписаны узкие щелевидные окна.

Восточную стену первоначально закрывала галерея, поэтому только высоко на апсидах  помещен скромный поясок балясин. Сначала он был терракотовым, как на построенной одновременно с Благовещенским собором и теми же мастерами церкви Ризположения, но в XIX веке его заменили на каменный.

Пристроенные в 1560-х годах приделы удачно дополняют основной объем: их стены расчленены квадратными ширинками и завершены небольшими кокошниками перекликающимися с закомарами собора. Строительство приделов в Благовещенском соборе в 1564—1566 годах принципиально изменило художественный облик памятника, заставило его по-новому звучать в ансамбле Соборной площади. Благовещенский собор имеет четыре придела - небольшие одноглавые бесстолпные церковки с тонкими стенами толщиной в один кирпич. Они возведены  над углами галерей. Создание приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями грозненского времени середины XVI века – венчанием на царство Ивана Грозного, взятием Казани, взятием Полоцка 1563 года (одной из побед в Ливонской войне).

Благовещенский собор.Благовещенский собор.Благовещенский собор.Благовещенский собор.Благовещенский собор.

Хорошо сохранившиеся внутренние помещения приделов с резными белокаменными полами и комплексы иконостасов 60-х годов XVI века позволяют восстановить интерьеры этих интересных памятников культуры Руси времени Иоанна Грозного.

Окружив центральный объем здания небольшими отдельно стоящими приделами-церковками, зодчие середины XVI века принципиально изменили первоначальный идейно-художественный замысел памятника. Утратив стройный силуэт и гармоничное равновесие интерьера и внешнего облика небольшого московского храма конца XV века, Благовещенский собор приобрел живописную парадность, свойственную памятникам архитектуры грозненского времени, стал своеобразным монументом, представительствующим на Соборной площади от великокняжеского дома, подчеркивающим значимость нового положения московского государя — «царя всея Руси». Девятиглавая пирамидальная композиция сближает Благовещенский собор с памятником Казанской победы – Покровским собором на Красной площади.

Здание собора стоит на высоком подклете. Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна. С 1989 года в нем открыта археологическая выставка, экспонаты которой связаны с историей заселения и освоения Боровицкого холма, с уникальными кладами, которые были найдены в XIX – XX вв. на территории Кремля.

Собор с трех сторон окружен галереями. В архитектуре северной и западной парадных галерей явно видны черты итальянского Возрождения. Они перекрыты красивыми по очертаниям крестовыми сводами, несущие их столпы украшены филенками и увенчаны резными белокаменными капителями, подобные капители украшают и лопатки стен. Северная и западная галереи  использовались в торжественных процессиях, для прохода царских шествий, православных гостей царя на прием в Грановитую палату.

Южная и ныне утраченная восточная галереи были возведены одновременно в 1489 году. Южная паперть уже тогда представляла собой отдельное закрытое помещение. Вероятно, в середине XVI в. сюда из дьяконника был перенесен придел Василия Кесарийского.  В 1562-1564 годах придел, расположенный в галерее, был обновлен. 

План и северный фасад Благовещенского собора и Оружейной палаты (проект Д.В. Ухтомского).Разрез Благовещенского собора (по южной галерее и Георгиевскому приделу) и Оружейной палаты (проект Д.В. Ухтомского).Благовещенский собор.

Южная и восточная галереи соединяли храм с дворцом и Казенной палатой, где хранилось имущество князя. Возведение паперти с востока, со стороны, обращенной на площадь, была необычной для русского зодчества: к алтарям не полагалось пристраивать что бы то ни было. Впоследствии восточную галерею разобрали вместе с примыкающими к ней палатами казны. По южной паперти цари проходили с Соборной площади в свой дворец, связанный переходами с домовым храмом. Вход в собор с гульбища украшает портал, характерный для московской архитектуры XV века.

Южная паперть почти полностью утратила свой первоначальный облик: переложены своды, перестроены западная и восточная стены, стесаны лопатки четверика собора. Самые большие перемены относятся к 1836 году, когда в галерее устроили придел святого Николая Чудотворца, покровителя императора Николая I. Позже ее использовали как мастерскую для вышивальщиц, здесь размещалась соборная ризница. В это время были стесаны портал и лопатки четверика. Портал восстановили в 1949 году. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества — перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Завершается портал килевидной аркой.

На эту паперть ведет украшенное резьбой крыльцо (со стороны Москва- реки). В 1550-1560-х  годах южное крыльцо, прежде открытое, сделано закрытым.

Благовещенский собор.Благовещенский собор.Благовещенский собор.

Южное крыльцо храма выходило в небольшой дворцовый сад, по нему проходили в Архангельский собор, оно служило местом отдыха и раздачи милостыни. До наших дней дошли белокаменный резной портал, обрамление окна и часть фриза на стене, относящиеся к середине  XV века.

Благовещенский собор.Благовещенский собор.

До XIX века южная паперть, вероятно, не имела сплошной росписи, но была украшена резьбой. О богатстве и изысканности декора свидетельствуют сохранившиеся резные детали — наличник окна в восточной части и колонка  середины  XV века, открытая при реставрации 1949 года. Ее ствол и капитель покрыты мягким плоскостным узором крупных листьев аканта, раскрашенных желтой, светло-зеленой и красной красками. Следы многоцветной раскраски обнаружены и на резных деталях южного крыльца. Колонки при входе на крыльцо открыли во время реставрации 1860-х годов и тогда же заменили грубыми копиями.

 

ВВЕРХ