ЦИКЛ «АПОКАЛИПСИС»

Close

Большое место в центральной части Благовещенского собора занимают иллюстрации Апокалипсиса. Выделены три основные темы: события, происходящие на небе; изображение земли и постигших ее бедствий; иллюстрации последних глав текста, повествующих о борьбе добра и зла и торжестве справедливости.

Иллюстрирование начинается  в верхнем ярусе южной стены, где представлены небесные сцены: Спас Еммануил с огненным ликом, из его уст выходит обоюдоострый меч, в руке — семь звезд, славу окружает сонм ангелов, Христос, сидящий на престоле с закрытой и запечатленной семью печатями книгой, Агнец с семью очами и семью рогами, символ Христа, достойный взять книгу и снять печати,  Снятие печатей — Агнец стоит на престоле, поставив ножку на раскрытую книгу, Снятие пятой печати, а также. Жена, облаченная в солнце, символ спасения в Церкви (на северной стене).

Пространство западнее окон и стена, ограждающая хоры, заняты сценами, происходящими на земле.

По углам земли помещены Ангелы, сдерживающие ветры. Под ангелами на обеих стенах видны черные провалы бездны. На северной  стене уцелел небольшой фрагмент Борьба войска архангела Михаила с бесами, а на южной  — Ангел, приковывающий сатану. На западной стене значительная часть живописи была утрачена при перестройках храма, уцелели участки на столпах и нижних частях стен в боковых нефах. Наверху сохранились остатки изображений Ангелов, свивающих небо в свиток.

На земле, на фоне низких темных горок, изображены картины страшных бедствий, которые заполняют весь текст Апокалипсиса и многократно повторяют число семь: Агнец снимает семь печатей, семь ангелов трубят в трубы, семь ангелов выливают на землю «чаши гнева».

Снятие первых четырех печатей вызвало появление четырех всадников. Сейчас в росписи сохранились две фигуры: всадник на рыжем коне, символизирующий войну,  всадник на бледном коне  — смерть. За ним движется темная фигура Ада. Перед всадником восседает на многоглавом звере женщина в царском облачении — Вавилонская блудница, символ грешного Вавилона. Ей поклоняются цари, рядом изображен рушащийся город и прячущиеся в пещерах люди. Ниже города, у края сохранившегося участка, видна фигура пророка Ильи, сражающегося с собакоголовым зверем. Эта сцена, а также город рядом — все, что уцелело от истории двух пророков, их борьбы с Антихристом, смерти и взятия на небо. На южном отрезке западной стены представлено явление Иоанну Ангела, сходящего с неба, облаченного в облако. Во фреске собора ангел изображен обнаженным, перед ним проплывает голубое облако, на ногах красные сапожки, напоминающие языки пламени, над головой радуга. Ангел дает Иоанну съесть книгу добра и зла.

Наиболее сложны по составу и смыслу композиции, расположенные на сводах под хорами. Здесь встречаются эпизоды из разных частей текста, их объединяет тема борьбы добра и зла. Все эти эпизоды органически сливаются с традиционно располагавшимся на западной стене под хорами Страшным Судом.

Страшный Суд в Благовещенском соборе входит в ряд иллюстраций Апокалипсиса. Сцены Страшного Суда, страданий за веру объединены в одном ярусе росписей с композициями, повествующими о торжестве добра и наказании грешников. В северной части - Сорок мучеников севастийских, Семь спящих отроков эфесских и Три отрока в пещи огненной. В южной части -Процессия праведников, следующая к вратам рая. В западной - изображения грешников, ада, где на двуглавом звере восседает Сатана с душой Иуды на руках, а также рядом композиция Земля и вода отдают своих мертвых и Мытарства — мучения грешников в аду.

Сорок мучеников севастийскихСемь спящих отроков эфесскихТри отрока в пещи огненнойПроцессия праведников, следующая к вратам раяСатана с душой ИудыЗемля и вода отдают своих мертвых

ВВЕРХ