ЖИВОПИСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ ФАСАДОВ

Close

Возведение и обустройство приделов сопровождалось изменениями в существовавших интерьерах. Чтобы подчеркнуть значимость места, которое занимал Благовещенский собор, олицетворявший теперь новый статус Ивана Грозного, при главном входе в него «от площади» создали особый живописный цикл. Его тематика и символическое значение были тесно связаны с идеями этого времени. Как сообщает летопись, летом 1564 года, вскоре после освящения приделов, «повеле государь и великий князь подписати у Благовещения паперти за дверьми над лестницею, от площади», то есть речь идет о росписи при северном входе в галерею собора.

Плохая сохранность этого фрескового цикла позволяет в настоящее время говорить только о сюжетном составе росписей. Этот цикл состоит из семи композиций, содержащих две темы: прославление Богоматери и архангела Михаила, то есть они непосредственно связаны с посвящением только что возведенных приделов собора. Главная тема этих росписей — прославление Богоматери — развертывается в пяти композициях: «что ти принесем Христе» — наружная фреска в центральной арке над входом и четыре сцены из Акафиста Богоматери — на своде притвора.

Благовещенский собор.Благовещенский собор.Собор Богоматери.

Центральная фреска цикла — композиция «что ти принесем Христе». Этот сюжет, прославляющий Богоматерь, — редкий в росписи русских храмов. В Благовещенском соборе фреска отличается повествовательностью — помимо традиционного ядра этой композиции Собора Богоматери здесь присутствует целый ряд новых персонажей: праотцев, пророков, сивилл. По своему сюжетному составу наша композиция близка к фреске Успенского собора в городе Свияжске (1558). Любопытно, что в обеих композициях — Благовещенского собора и в Свияжске — есть изображение Иоанна Предтечи, тезоименного святого патрона первого русского царя, тогда как в более ранней фреске Ферапонтова монастыря (1500—1502) и в более поздней — Рождественского собора Суздаля (середина XVII в.) этот святой отсутствует.

Тема прославления Богоматери продолжается в композициях из Акафиста на четырех распалубках свода притвора.

Благовещенский собор.Собор архангелов.

Посвящение северных приделов Собору Богородицы и Собору архангела Михаила имело отношение к Ливонскому походу (поход как собор, собрание православных, предводимых небесным воином Михаилом под покровительством Богоматери). Впоследствии Михайловский придел стали называть приделом Собора архангела Гавриила - может быть, потому, что архангелу Гавриилу празднуется на следующий день после главного храмового праздника, Благовещения Богоматери. В этот день родился отец Ивана Грозного, чьим покровителем был св. Василий Великий, епископ Кесарии.

Теме архангела Михаила посвящено две композиции: одна на стене притвора — «Явление архангела Михаила Иисусу Навину и взятие Иерихона», другая — «Собор архангела» на северном фасаде собора, под приделом архангела Михаила.

ВВЕРХ